Frank Zappa

By P. Davydov

WM, #1, 1990


По приглашению Стаса Намина в январе этого года в Москву в очередной раз прилетал Фрэнк Заппа – один из интереснейших рок-музыкантов нашего времени. К большому сожалению, он и на этот раз прилетал как бизнесмен.

Двадцать лет назад он играл с группой Mothers of Invention и сочинял едкие тексты для своих песен, раздражающих американских обывателей. Со временем Фрэнк Заппа стал величайшим гитаристом, а своим талантом композитора и аранжировщика заставил работать на рок лучшие достижения музыкального искусства – от рафинированной европейской классики до непритявательных мелодий кантри – и, в конце концов, стал одним из кумиров наиболее просвещенной части мировой рок-аудитории. На протяжении двадцати лет Франк Заппа работал со многими известными музыкантами и записал два десятка альбомов, не похожих один на другой. Сейчас он занимается бизнесом и, судя по всему, ему это нравится.

В Москве Фрэнк Заппа налаживает деловые контакты с нашей страной в сфере шоу-бизнеса. В случае успеха такие контакты помогут дальнейшему приобщению наших слушателей и музыкантов к богатому и неоднородному пласту мировой рок-культуры.

Во время своего визита Фрэнк Заппа согласился ответить на некоторые наши вопросы. Он просто одет и выглядит совсем неплохо. У него спокойная, неспешная речь и низкий мягкий голос.

– М-р Заппа, какова иель Вашего приезда?

– Я пятый раз прилетаю в Москву и в данном случае выступаю как посредник. Меня наняла американская «Сеть Финансовых новостей», чтобы я помог договориться об организации и проведении в Москве совместного бизнес-шоу.

–– Почему Вы решили заняться чисто деловой стороной этого мероприятия?

– А почему бы и нет? Меня интересует советская культура и мне хочется, чтобы международные связи крепли и развивались. Я считаю, что добрые отношения между народами могли бы гораздо быстрее налаживаться именно через деловые контакты. Во всяком спучае быстрее, чем на правительствеином уровне. Что же касается вознаграждения за мою помошь, то мне платят совсем небольшие деньги. Их даже не хватает иа покупку авиабилета.

– Но почему Вы не захотели посодейсгвовать улучшению отношений между нашими странами как музыкант?

– Я считаю, что музыка не должна использоваться для этого. Это не ее функция. Музыка должна быть музыкой, в бизнес – бизнесом. Я не смешиваю эти области своей деятельности. А как музыкант я уже мог бы однажды приехать в вашу страну. Вы знаете, что мы были приглашены играть на стадионе в Лужниках во время встречи Рейгана и Горбачева?

– Нет, конечно.

– Да-да. Нам позвонили из ТАСС и спросили, не могли бы мы выступить в Москве в ближайший выходной. Мы как раз находились в поездке по Европе и этот звонок застал меня в Западной Германии. Я ответил, что, конечно, был бы счастлив приехать, но существуют небольшие технические проблемы: невозможно доставить 5 грузовиков, 3 автобуса и 43 человека обслуживающего персонала из Германии в Москву за то время, которое было нам отпущено, без помощи мощной транспортной авиации. Поэтому я сказал, что, если возможна организация транспортировки, то я приеду. Но техническая сторона дела оказалась вам не под силу. Я вспоминаю один эпизод нашего разговора. Тогда я сказал: «Если советские организаторы не в состоянии доставить рок-группу из Мангейма в Москву, то каким же образом, интересно было бы знать, русские и американцы думают вместе отправиться на Марс? Как они сумеют сделать это?» Такая была маленькая шутка в разговоре.

– В другие страны Вы также приезжаете как бизнесмен?

– Да.

– Музыкой совсем не занимаетесь?

– Только что я закончил запись музыки к новому документальному телевизионному фильму Ж.-И. Кусто. Это экологический фильм о нефтяных скважинах и очистке нефти в районе Валдиза, на Аляске.

– А какое место в Вашей сегодняшней жизни занимает гитара? Несколько лет назад Вы поставили ее на девятое место в своей шкале ценностей.

– Боюсь, что уже не найду более низкого места в этой шкале. Я не играл на гитаре около года...

– Вы «поставили гитару в угол» навсегда или собираетесь когда-нибудь взять ее в руки снова?

– Я расстался с гитарой не навсегда. Просто сейчас у меня нет группы а потому и нет надобности заниматься гитарой. А вообще, я хотел бы, например, приехать на гастроли в Советский Союз… Я двадцать пять лет занимался рок-музыкой и за все это время ни разу не выступал в вашей стране. Я считаю что это упущение в моей музыкальной карьере. Надеюсь, что когда-нибудь приеду и поиграю на гитаре для советских слушателей.

– А Вы могли бы выступить в одной группе с советскими музыкантами, играющими не только рок?

– Насколько я знаю, в Центре Стаса Намина есть музыканты, занимающиеся классикой. Правда, я еще не встречался с ними во время этой поездки.

– В свое время Вы играли со многими очень известными музыкантами, причем во всех случаях они хотели работать с Вами, хотя и знали, что в этом сотрудничестве им будут отведены вторые роли. Тем не менее они шли на это. Как Вы сами можете это объяснить? Может быть дело в Вашем музыкальном превосходстве или в чем-то другом?

– Музыканты стремились играть со мной по многим причинам, и у каждого была своя. Но в основном работавших со мной можно разделить на две категории. В первую попадают те, кто предполагал сделать музыкальную карьеру, а во вторую – те, кто, играя со мной, хотели повысить свое мастерство. Я предпочитаю последних, но, к сожалению, в Соединенных Штатах многие музыканты заинтересованы в карьере больше, чем в музыке. Правда, я всегда имел возможность выбирать и старался работать с хорошими музыкантами.

– Вы передаете свой музыкальный опыт сыну?

– Я стараюсь держаться от него подальше, так как не хочу, чтобы его музыка стала похожа на мою. Но я всячески помогаю ему советом: как разговаривать с дельцами, как вести себя со скверными людьми, которые, к сожалению, часто встречаются в музыкальном бизнесе.

– Какова Ваша роль в американской рок-музыке сегодня?

– Сейчас моя роль скромнее, нежели раньше. А вообще, я сделал значительный вклад в американское искусство для повышения его авторитета в мире, потому что мои почитатели живут, в основном, за пределами Америки.

– Как Вы оцениваете свои успехи в бизнесе? Вы богатый человек?

– У меня достаточно денег для того, чтобы прилететь в Москву, прихватив с собой пару ребят для съемки видеофильма... Но у меня нет домашней обезьяны... домашней ламы… и я не сплю в камере, как Майкл Джексон.

– Сейчас Вы занимаетесь преимущественно бизнесом. Вас не смущает возможность оказаться в двойственном положении стать лучшим гитаристом, но среди бизнесменов, и лучшим бизнесменом но среди гитаристов?

– Для меня это не имеет значения. Важно, как сам ты оцениваешь себя и свое положение в том деле, которым занимаешься, и неважно, что об этом говорят другие.

Хочу высказаться относительно бизнеса. Некоторые люди почему-то считают, что если человек искусства занимается к тому же и бизнесом, то это плохо. Я считаю, что у каждого должен быть творческий подход ко всему, чем бы он ни занимался. Думаю, что человек, имеющий за спиной карьеру художника или артиста, может положительно повлиять на мир бизнеса. Я не сомневаюсь, что существуют куда более удачливые бизнесмены, чем я, но совершенно уверен, что блистательные предприниматели не знают того, что знаю я. Поэтому я чувствую, что могу сделать какой-то вклад в мир бизнеса.

– Тому пример Ваша фирма «Барфко Суилл». Но, допуская успех в делах такого рода, все же можно в чем-то усомниться. В серьезном бизнесе ведь, наверное, все гораздо сложнее, и художник там скорее всего, несет убытки?

– Название «Барфко Суилл» упомянутое вами, – выдуманное словосочетание. Это дурацкое американское название для дурацкой американской компании, обслуживающей заказчиков на дому: клиент делает по телефону заказ, который доставляется ему на дом. Компанию возглавляет моя жена. Я только дал ей денег и больше этим не занимаюсь. Но, хотите верьте, хотите нет, а этот несерьезный, как вы сказали, бизнес приносит вполне серьезный доход.

– Понятно. М–р Заппа, большое спасибо за интервью и желаем Вам успехов в Ваших делах в Москве.

Итак, пятый приезд в СССР знаменитого рок-музыканта связан с организацией совместного «Советско-Американского бизнес-шоу» и, как и предыдущие четыре, скорее всего, останется в памяти лишь у советских менеджеров, причастных к возможному, но отнюдь не гарантированному музыкальному мероприятию. А почитателям таланта Фрэнка Заппы и просто любителям неординарного американского рока остается надеяться, что когда-нибудь его выступление в СССР все же состоится. Тем более, что со стороны великого музыканта такое желание имеется.

Материал подготовил П. Давыдов